Главная
Об этом сайте
Немного о себе
Стихи
Книги
Одна пьеса
Сказочный английский
Выступления
Интервью
Что было в газетах
1990-1991 О пoездках в АнглиюГлазами друзей
Иудит Аграчева
Вот, открывается новая книжка
Писателя можно оценивать с трех точек зрения: как рассказчика,
как учителя, как волшебника. Все трое – рассказчик, учитель,
волшебник - сходятся в крупном писателе, но крупным он станет,
если первую скрипку играет волшебник.
Владимир Набоков
Среди тысяч и тысяч ежегодно, ежемесячно, ежедневно издающихся книг нам шедевр отыскать так же сложно, как Пушкину – пару стройных ножек. Да, пожалуй, сложнее, - снобизм за последние годы окреп, возмужал, раздался в плечах…
Осень 1995 года. Встреча с Вадимом Левиным в Беер-Шеве. Во втором ряду Яков Мазганов - основатель и первый директор физико-математической школы "Мафет" в Тель-Авиве, Владимир Мацаев - математик, друг Ренаты с университетских времён, Таня Сонькина - основатель и первый директор физико-математической школы "Импульс" в Беер-Шеве
«Вести – 2», четверг 13.05.1999
«Гиппопоэма» Ренаты Мухи (книга стихов для бывших детей и будущих взрослых) – несомненный шедевр, дарующий редкое в наши дни художественное наслаждение. Назвать стихи Ренаты Мухи искренними и добрыми, - наивному читателю вполне может показаться, что исключительно в этом и состоит ценность данных произведений, - значит оскорбить и стихи, и их автора. Стихи Ренаты Мухи сочетают точность поэзии с жестокостью организации мысли, что, собственно, и вызывает вибрацию одновременно и ума, и сердца. За кажущейся простотой – безупречная литература с присущими таковой, во-первых, уникальным миром фантазий, вынуждающих нас внимательнее присмотреться к действительности, а во-вторых, специфическим подбором деталей реального мира, изумительно быстро перебрасывающих читателя в волшебное пространство вымысла.
Восклицательные знаки
Что-то шепчут в тишине,
И кавычки по привычке
Раскрываются во сне.
А в углу, в конце страницы,
Перенос повесил нос –
Он разлуку с третьим слогом
Очень плохо перенес…
В роли рассказчика Рената Муха столь же профессиональна, сколь и роли автора стихотворных произведений: реальные автобиографические детали выстраиваются по законам литературы, обладающей даром в подробностях восстановить действительную атмосферу жизни.
- В начале шестидесятых, когда везде, и в том числе в Харькове, все читали и писали стихи, - уверяет Рената поклонников, собравшихся на презентацию книги, - я была твердо убеждена, что никогда не сочиню ни строчки.
И вот, в один жаркий и сухой день, лежа на пляже рядом с подружкой, я неожиданно для себя обнаружила в собственной голове эти строчки:
Жили в одном коридоре калоши,
Правый – дырявый и левый – хороший.
Я растерялась - и потому, что эти строчки оказались в моей голове, и потому, что такие «дождливые» слова явились в такую сухую погоду. Я потрясла головой. Ничего не изменилось. Я повторила строчки вслух, после чего обратилась к подружке с вопросом:
- Хорошие стихи?
Подружка отрезала:
- Будут хорошими, если исправишь ошибку. «Калоши» - женского рода.
Недели две я пыталась «починить» свое стихотворение. Но никак не могла. И забыть о своих неправильных героях я тоже никак не могла, потому что любила их с каждым днем больше и больше. Не рассчитывая на свои возможности я стала дарить «калоши» на дни рождения замечательным людям, сопровождая подарок просьбой исправить стихотворение. И замечательные люди обещали мне постараться. Но у них тоже не получалось, и я проводила свои дни в печали, пока из Москвы не приехала в Харьков Нина Воронель, с которой мы дружили с детства.
Нина, взглянув на «калоши», сказала:
- Я заберу их в Москву и там починю.
- Непременно починит, - подтвердил тогда еще незнакомый мне молодой человек, прибывший с Ниной. И улыбнулся. Звали его Юлий Даниэль.
Ощутив причастность к миру поэзии, я почувствовала себя чрезвычайно уверенно. Поэтому буквально через неделю, переходя дорогу со спутником, поинтересовавшимся, вправду ли я сочиняю теперь стихи, я лихо ответила:
Бывают в жизни чудеса.
Повторив еще раз про себя то, что я случайно проговорила вслух, я остановилась посреди дороги. Спутник тоже остановился. И машины остановились, и автобусы, и троллейбусы.
И из меня посыпалось:
Бывают в жизни чудеса -
Ужа ужалила Оса.
Ужалила его в живот.
Ужу ужасно больно.
Вот!
А доктор Еж сказал Ужу…
Мой спутник зажмурился. И зря – я к тому времени была уже опытной, увы, пациенткой и хорошо знала, что говорят врачи.
Я вдохнула, выдохнула и, чуть отступив назад, завершила:
А доктор Еж сказал Ужу -
«Я ничего не нахожу,
но все же, думается мне,
вам лучше ползать на спине,
пока живот не заживет.
Вот».
Спутник оставил меня, забыв попрощаться. Наутро я проснулась известной в узком кругу поэтессой.
Очень скоро кто-то, остановив меня в коридоре учебного корпуса, - я тогда была аспиранткой, - торжественно произнес:
- К Вам приходил сегодня поэт.
Выяснив, что приходил ко мне не просто поэт, а замечательный детский поэт Вадим Левин, я загордилась.
Но тут последовала завершающая часть сообщения:
- Он сказал, что ему очень нравится ваше стихотворение про ужа и хотелось бы познакомиться с остальными произведениями.
В панике я пыталась придумать хотя бы четыре, даже два «остальных произведения» до встречи с Вадимом Левиным. Не выходило ни одного. Отметив, что на первые полтора стихотворения ушло двадцать четыре года, я поняла, что шанс сочинить еще что-нибудь за несколько дней близок к нулю.
Мы встретились. Он произнес ту же фразу, что в аспирантуре.
- Нет больше произведений, - призналась я.
- Ну если вы мне не доверяете… - обиделся Левин.
Он бы ушел, если бы я не остановила его криком:
- Есть одно стихотворение! Про калоши. Но его надо починить!
Убедившись в моей неспособности исправить стихотворение и поддавшись на мои уговоры, Вадим Левин взял ответственность на себя. А меня пригласил на заседания своей поэтической студии – прекраснейшей студии, где родители и их дети учились любить стихи.
С великой радостью я посещала занятия.
Мне было очень приятно, когда Вадим Левин сообщал:
- А теперь, дети, вы познакомитесь с тем, что такое аллитерация.
После этих слов он начинал читать:
- Бывают в жизни чудеса: Уж-жа ужалила Оса…
Увы, в большинстве случаев за этими строчками следовала уничтожающая меня фраза:
- А сейчас мы попросим Ренату Муху выйти на сцену и прочитать еще что-нибудь.
В сущности, Вадим Левин – человек чрезвычайно добрый. Я до сих пор не могу понять, зачем он в течение многих лет устраивал мне эту пытку. Я его спрашивала.
Он всегда отвечал:
- Я надеюсь, что в тебе заговорит совесть.
Совесть во мне говорила, но не стихами.
Чтобы подвигнуть меня на поэтический труд, Вадим Левин решил сделать мне сюрприз.
Однажды, разбуженная телефонным звонком, я услышала от подружки:
- Ты читала сегодняшнюю «Неделю»?
Купив газету, я раскрыла ее и в детском разделе обнаружила замечательное стихотворение про калоши, но уже правильные. Авторов у этого стихотворения было два: Рената Муха и Вадим Левин.
Я бурно праздновала это событие, угощая друзей пирожками с ливером. Но в процессе празднества раздался еще один телефонный звонок. На сей раз мне посоветовали купить «Семью и Школу». На последней странице я обнаружило еще одно, не менее замечательное, но совсем другое стихотворение про калоши. Авторов у него было два: Рената Муха и Нина Воронель.
Я угощала пирожками с ливером весь факультет в течение целой недели, и радовались все-все-все, кроме… Нины Воронель и Вадима Левина.
- Надо же, - переговаривались сотрудники московских газет, - такие известные люди, а обокрали молодые дарование Ренату Муху…
Замечательный этот рассказ – в весьма бледном изложении автора газетных строк – охватывает начальный этап становления поэта Ренаты Мухи. Большого поэта, подарившего нам массу крохотных стихотворений, каждое из которых вместило ни больше ни меньше – какую-нибудь человеческую судьбу. («Жил человек на острове в печальном одиночестве. Детей не знал по имени, но вспоминал по отчеству»)
Апофеоз пришелся на те же шестидесятые годы, когда «все любили стихи» да и прозу так искренне, что видели в литературе силу, способную указать путь к новой, светлой и честной жизни. Правда, были злодеи, препятствующие расцвету и возрождению, но и они признавали революционную роль искусства.
Однако вернемся к рассказу о том, как к поэту Ренате Мухе пришло призвание, справедливо не оставляющее ее по сей день.
- Меня пригласили зайти в организацию, с которой у меня к тому времени уже сложились не очень хорошие отношения, - призналась Рената. – Майор по имени Критерий Александрович, побеседовав со мной о литературе, как бы вскользь поинтересовался моим мнением о произведениях Юлия Даниэля. Затем он небрежно спросил, не знаком ли мне кто-нибудь из литераторов, передававших через Даниэля свои рукописи.
- Знаком, - честно сказала я.
- Кто этот человек? – сосредоточился Критерий Александрович.
В ответ я услышалa:
- Я.
Юлий Даниэль действительно собирался показать мои стишки в редакциях. Только забыл, а может быть, не успел.
Положив передо мной чистый лист бумаги, Критерий Александрович скомандовал: «Пишите!»
В голове пронеслось, что вот сейчас я обеспечу себе надежную славу: я была убеждена, что архивы КГБ сохраняются навечно.
Высунув язык от усердия, я аккуратно вывела:
По длинной тропинке
Немытая Свинка
Бежит
Совершенно одна.
Бежит и бежит она,
И вдруг
Неожиданно
У нее зачесалась спина.
Немытая Свинка
Свернула с тропинки
И к нам постучалась во двор.
И хрюкнула жалостно:
«Позвольте, пожалуйста,
О ваш почесаться забор».
Взяв текст, Критерий Александрович вышел из кабинета. Через двадцать минут он вернулся с вопросом:
- Это все?
- Нет, - отрапортовала я.
Он положил передо мной второй лист бумаги. Я аккуратно вывела другое свое стихотворение. История повторилась еще раз. И еще раз.
Ради следующего стихотворения Критерий Александрович пожалел бумаги, и мне пришлось проговорить:
- Вот открывается новая книжка.
Жила-была кошка по имени Мышка.
А в той же квартире в норе у порожка
жила-была мышка по имени Кошка.
Однажды приносят посылку. На крышке
написано: «Кошке по имени Мышка».
А слон-почтальон перепутал немножко
и отдал все мышке по имени Кошка…
Я остановилась, взглянув на Критерия Александровича. Прекратив шевелить губами в такт заданному ритму, он забыл закрыть рот. Когда пауза затянулась до неприличия, майор, откашлявшись, произнес:
- Ну, а дальше что было?..