Главная

Об этом сайте

Немного о себе

Стихи

Книги

Одна пьеса

Репортаж
Сценарий
				

Сказочный английский

Выступления

Интервью

Что было в газетах

Глазами друзей

Аркадий Коган

Хроника одного февральского вечера.

     Почему на Ближнем Востоке Запад кажется таким дальним? Возможно потому, что не прижился у нас обычай свершать обещанное вовремя. Вот и на этот раз...
     ...к восьми вечера зал "Яд Лебаним" был полон. Среди собравшихся были замечены Рената Муха, Феликс Кривин, Марк Галесник. Дело шло к тому что творческий вечер Ренаты Мухи начнется вовремя. Но не тут то было. "Организационный момент" продлился минут сорок с небольшим. Но хорошо все, что... когда-нибудь кончается.
     Так как большинство собравшихся полагали Ренату Муху детским поэтом, то появление на сцене в начале вечера детей выглядело естественным.
     Для того, чтобы понять, хороши ли детские стихи, надо послушать, как читают их дети. Конечно учителя школы "Импульс", где Рената преподает по вечерам английский, поработали с детьми. Но насколько-же это было непохоже на мумифицированные здравицы в стиле "нас пришли приветствовать пионеры"!

Во время выступления...

Надо было видеть, как дети наслаждались словом, как чувствовала малышка Авиталь музыку стиха, как пятилетний Авив вдруг, прямо на сцене, - а дети ведь ай-ай-ай, не умеют себя сдерживать, - открыл для себя смысл выученных на память звуков.
     После детей наступил черед приветствий.
     Феликс Кривин был остроумен и тактичен. Умению оттенить нельзя научиться, оно столь же редко, как и другие проявления чувства вкуса.
     Мэтр юмористики, Марк Галесник, человек, сотворивший двуязычную пилу марки "Бэсэдэр", явил себя миру в этот вечер в двух ипостасях. Во-вторых как остроумный человек, а во-первых, как издатель первой (!), что более чем удивительно, самостоятельной книги Ренаты Мухи "Гиппопоэма". Тем самым он успел занять место в пределах Вечности, во-вторых, как смешной писатель, а во-первых, как Издатель Поэта.

...и после него.

     А потом наступил вечер, и на сцену поднялась Рената, и началось главное, завораживающее действо, подобного которому не было, нет, и не будет, потому что творил его подлинный Мастер, и работа эта была "ручная", неповторимая и невозобновляемая. Мне искренне жаль тех, кто не смог в эти часы быть в маленьком, двухсотместном зале Яд Лебаним, в маленьком городке Вирсавия, что стоит на краю маленького цивилизованного мира.
     И здесь пришла пора рассказать всю правду о том, что это за явление в мировой культуре - Рената Муха. Многие полагают, что она хорошая детская поэтесса. Это не так. Она Поэт. Стихи ее написаны не для какой-либо определенной возрастной категории, а для всех, кого завораживает музыка слова. Та невероятная, запредельная требовательность к себе привела к тому, что у нее нет ни одной слабой строчки. Повторяю, ни одной. Поэзия - это особая форма мышления, когда ритм, звук, чувство и рассудок сливаются воедино. И поэзия Ренаты вполне соответствует этим требованиям. Но, как у всякого подлинного Мастера, ее творчество не исчерпывается внешними проявлениями. Поэзия для Ренаты во многом лишь начало пути, повод для Рассказа. Дело в том, что если как Поэт она талантлива, то как устный рассказчик просто гениальна.
     В культуре русского языка устный рассказ - редчайший жанр. Классиком его является Ираклий Андроников. Каноны жанра таковы, что попытки изложить услышанное столь же скучны, как оперные либретто. Попробуйте сохранить на письме жест, паузу, интонацию, мимику рассказчика, тембр голоса, контакт с залом. Жанр устного рассказа синтетичен. Это сотворение на глазах публики литературы с одновременной театрализацией. Сложный, рискованный жанр, требующий безукоризненного владения собой и залом. Занятие для натур очень сильных и одновременно способных на импровизацию, что сочетается более чем редко. Так вот: Рената Муха - идеальный рассказчик. Возможно вы не верите мне. Я бы и сам не поверил, если бы не слышал как Рената заставляет по-разному звучать тишину в зале, как публика дышит в такт ее речи, как слушатель залпом впитывает ее концерт для Голоса со Словом.
     Одна из главных опасностей жанра заключена в слове "я". Рената умеет использовать его, как способ рассказать об эпохе и людях. Главные ее герои, как в любом достойном искусства произведении, время и люди. Чего стоит, например, такой персонаж, как капитан-майор КГБ Критерий Александрович? А фигура Даниэля, которая внезапно появляется, и, так же внезапно, взмахнув на прощанье рукой, исчезает, чтобы вернуться уже не во плоти, а символом диссиденства?
     Однако же мир устроен довольно странно. Почему одни люди напрочь обделены талантами, а другим послано немеренно? Обидно. Вот та же Рената Муха. Мало того, что поэт и рассказчик. Так она ведь еще тремя языками (как минимум!) владеет в одинаковой мере. Причем мера сия обильна вельми. Языки эти русский, украинский, и английский. Ладно русский с украинским, а английский что же? Ну кандидат наук английской филологии, с кем не бывает, ну и что? А то - пишу это исключительно для любителей подтверждать талант справками, дипломами и прочим антуражем, а также для любителей низкопоклонничать перед Западом - что Рената Муха Победитель(!) Всеамериканского(!) Конкурса(!) Устного(!) Рассказа(!), что проводиться ежегодно в США. Напомню, что в США чаще всего говорят по-английски и на конкурсе даже для Ренаты исключения не сделали.
     ...Все проходит. Подошел к концу и Вечер. Галина Рогачевская, директор школы "Импульс", тепло поблагодарила Ренату от имени всех собравшихся. Однако никто не расходился. Не хотелось...

"Ну дела, - подумал Лось, -
Не хотелось, а пришлось