Эмилия Обухова
ВЕЧЕР ДЛЯ ДВОИХ
|
Бывают странные сближения, хотя, конечно, нет ничего странного в том, чтобы увидеть Ренату Муху и Дину Рубину вместе. Когда же речь идет об их общем литературном вечере - тут уж нужны комментарии. Две ярких и красивых женщины, творческие, одаренные личности встретились на одном концерте, хотя делают они вещи настолько разные, что чуть ли не противоположные. Дина Рубина приехала в Израиль уже известным прозаиком, а недавно вышла ее книга "Вот идет Машиах" - роман, которого, казалось, ждало здесь все: новые люди и древняя природа, сам воздух страны его просил. Все мы, приехав, жили, наблюдали, вслушивались... И думали: почему никто об этом не напишет? Дина Рубина это сделала и сделала хорошо. Ее принимали на литературном концерте в Нетании, о котором я пишу, как давнюю знакомую. Она читала свои рассказы и отрывки из больших произведений, и голос ее, и манера чтения, и смысл того, что она читала, - все говорило о принадлежности к большой литературе и об очевидной связи с довлатовской литературной традицией. Она похожа на свои романы и повести, на обеих героинь из "Машиаха" и радует собой, как могут радовать красота, достоинство и надежда, представшие одновременно.
Когда на сцену вышла Рената Муха, сцена тут же стала эстрадой. Рената-мастер устного рассказа. На русском и английском она создает маленькие авторские спектакли: чистый голос, бездна юмора и артистизма - редкий дар и удивительный.
Когда-то, еще во время моего студенчества, мне хотелось увидеть ее, я повсюду слышала о ней. В Харькове, откуда родом и она, и я, Рената преподавала в университете и с экрана телевизора английский по своей, особенной, знаменитой методике. Я теперь только понимаю, что это была настоящая методика очарования: английский учили из-за Рены, ради Рены и во имя Рены. Возможно, природный дар актерства и привел ее к созданию стихов для детей, этаких "гариков", если воспользоваться известным определением как термином. Стихи Ренаты легки, остроумны, мгновенно запоминаются. Вот-вот они будут изданы и в Израиле.
В тот вечер после аристократического выступления Дины Рубиной Рената продолжала по-королевски. Она рассказывала о себе. Это был каскад остроумия, полет фантазии и великолепная актерская работа. На самом деле рассказ был именно о том, как Рената Муха вдруг, прямо на улице, стала детским поэтом, о дружбе и соавторстве ее с Вадимом Левиным и Ниной Воронель, об участии в традиционных соревнованиях рассказчиков в Америке. Выступая в Нетании, Рената создала прямо на сцене один из чудных своих образов, незабываемых еще и потому, что за его балагурством, за искрометным весельем была чуть слышна (такая чеховская!) грустная мелодия. И, возможно, эта классическая грусть и сделала вечер единым лирическим потоком, в котором слились поэтическая проза Дины Рубиной и эстрадный эпос Ренаты Мухи.
Калейдоскоп, 1996