Главная

Об этом сайте

Немного о себе

Стихи

Книги

Переполох
Про Глупую Лошадь ...
Гиппопоэма
Недоговорки
Однажды...
Немного...
Между нами...
Урок английского
Уики-Вэки-Воки
Вежливый Слон
Ужаленный Уж
А Остальное 
Придумайте Сами

Одна пьеса

Сказочный английский

Выступления

Интервью

Что было в газетах

Глазами друзей






РЕНАТА МУХА
Издательство "Мет"
Минск, 2005 г.,
переиздание 2008 г.
Художник: Т. Сучкова
Книгу можно приобрести, обратившись по адресу: info@renatamuha.com

Колыбельная Соловья-разбойника

     Я познакомилась с Ренатой Мухой по телефону - то есть была лишена основной зрелищной компоненты: не видела ее жестикуляции. Ее рук, взлетающих и поправляющих на затылке невидимую кепку, очерчивающих в воздухе арбуз, то и дело отсылающих слушателей куда-то поверх их собственных голов, а иногда и пихающих (если понадобится по ходу рассказа) соседка локтем под ребро.      Вообще, Рената Муха - это приключение. И не всегда безопасное. То есть всё зависит от репертуара. Например, отправляясь с Ренатой в почтенный дом, набитый дорогой посудой, надо помнить о бьющихся вещах и внимательно следить за тем, чтобы никто из гостей не попросил рассказать её о покойной тётке Иде Абрамовне. Потому что это - всё равно, что попросить Соловья-разбойника насвистать мотивчик колыбельной песни - сильно потом пожалеешь.
     У каждого уважающего себя рассказчика есть такой коронный номер, который срабатывает безотказно в аудитории любого возраста, национального состава и интеллектуального уровня. У Ренаты - рассказчицы бесподобной, профессиональной, дипломированной - есть номер об Иде Абрамовне.
     Такой себе монолог еврейской тёти.
     Опять же, у каждого эстрадного номера есть эмоциональная вершина. (Годах в семидесятых один старый драматург-ремесленник учил меня, как писать пьесы:
     "Это проще простого, - уверял он,- что такое пьеса? Это завязка, кульминация, развязка - всё!!!").
     Эмоциональная вершина (кульминация) в монологе Иды Абрамовны совпадает со звуковым и даже сверхзвуковым пиком рассказа.
     "...И он видит меня идти и говорит: "Ах, Ида Абрамовна-а-а-а-а-а-а!!!!!!.."" Представьте себе самолёт, разбегающийся на взлётной полосе, быстрее, сильнее, и - колёса отрываются от земли - взлёт!!! Так голос Ренаты взмывает всё выше, пронзительнее, громче... Ослепительное по сверхзвуковой своей силе "А-а-а-а-а-а-а-а!!!" крепнет, набирает дыхание, сверлом взбуравливается в мозг, - длится, длится, длится...
     Каждый раз я жду, что упадёт люстра. Или взорвётся осколками какой-нибудь бокал в шкафу. Или у кого-то лопнут барабанные перепонки.
     Слушатели обычно застывают, окаменевают, как при смертельном трюке каскадёра.
     Любопытно, что и основной прием творчества Ренаты Мухи - касается ли дело “полномасштабного” стихотворения или какого-нибудь двустишия (когда в конце второй строки на вас словно нахлобучивают шутовской колпак по самые уши), - заключается, условно говоря, в трюке. В неожиданном повороте темы, эмоциональном сдвиге, словом, таком “повороте сюжета”, когда обескураженный читатель долго осматривается по сторонам, пытаясь понять - что с ним сотворили...

Жил человек полнеющий,

     (Ну да, жил человек рассеянный на улице Басейной, и далее какой-нибудь рифмованный рассказ для детишек - что с этим человеком произошло и как надо, а как не надо юным читателям поступать...)

А так вообще вполне еще.

     Все! Это трюк! Вас одурачили. Вас показали вам. Вам показали вас. Причем, всю вашу сегодняшнюю жизнь в двух строках, ваше самоощущение, настроение, грусть. При чем тут дети? Какие дети?

Говорит Яйцо Яйцу:
Не судите по лицу!

     Это что - детям? Это что, детям - постоянное питие: сестра - с утра, орла- с горла; игра в кости скелета со скелетом, радостная толпа, откачивающая героя-утопленника? (Вообще, воображаю - что мог бы написать про эти стихи какой-нибудь критик детской литературы советского периода.) Могучее трюковое словесное воображение. Словесное изобретательство. Словесная эквилибристика под куполом цирка. Тут каждое стихотворение - приключение с неожиданностями. Вот как в детстве сбегаешь из дома - на Борнео, на Мадагаскар, навсегда. А получается - до Второй Мелитопольской, и до обеда. И в маминой панаме. Так что уж это - между нами, а то полный конфуз. Мудрое и лукавое мастерство Ренаты Мухи - в двух обескураживающе простых строках зашифровать философские постулаты.

По пустыне шли Стада
И сгорали со стыда.

     Что это, как не история вечно кающегося и вечно грешного Человечества? Впрочем, вовсе не собираюсь я “тянуть одеяло” на взрослые проблемы нашего мира. Конечно, много у Ренаты стихов именно для детей. Тем более что соавтором некоторых из них является замечательный поэт Вадим Левин. О встрече этих двух поэтов, о начале совместного творчества существуют и вполне неопасные устные рассказы Ренаты Мухи. Я могу слушать их бесконечно. Они перемежаются стихами, в них бездна юмора, игры, лукавства и душевной щедрости. Но как истинный пироман, чье воображение пожирает вечная жажда пламени, я в конце вечера всегда прошу:” Рената, а теперь про Иду Абрамовну”, - и закрываю уши, потому что слушать колыбельную в исполнении Соловья-разбойника под силу только самым отважным людям. Детям.

Дина Рубина





Download Video: Closed Format: "MP4" Open Format: "Ogg"